Интервью с доцентом Свято- Филаретовского института и РГГУ А.И. Шмаиной- Великановой
- Анна Ильинична, видите ли Вы примеры солидарности в обществе сегодня? На каких духовных, культурных, социальных, экономических основаниях может созидаться в наше время общественная солидарность? Какими могут быть ее адекватные формы?
А.И. Шмаина-Великанова: Если понимать общество широко, то я не вижу никакой солидарности в обществе сейчас, а только антисолидарность. Как говорит Ольга Александровна Седакова, «в этой скорбной школе блажен, кто не учился до конца». Россия, наше общество пробегает школу и западную, и постсоветскую, и эмигрантскую (в некотором смысле эмигрировав из своего культурного пространства) за очень короткие сроки. На мой взгляд, все минимальные формы общественной солидарности, которые все-таки присутствовали в 90-е годы, совершенно разрушаются.
Но, с другой стороны, я вижу солидарность в маленьких обществах. Формы этой солидарности, как мне кажется, именно локальные и лучше всего возникают на профессиональной почве. Для меня самый яркий пример солидарности, относящийся уже ко второй половине 2000-х годов - это существующий уже лет пять или даже больше семинар Нины Владимировны Брагинской. Недавно в интернете появилось ее интервью по этому поводу под названием «Своя корысть», где она описывает наш семинар как некоторое солидарное общество. В нем есть несколько известных ученых, в первую очередь она сама, конечно, несколько студентов второго курса РГГУ и МГУ, которые, по сути, делают одно и то же вместе. У нас была однодневная конференция, на ней было 12 докладов, они были выстроены, в сущности, как один доклад в 12 частях, и его делали профессиональные ученые и студенты второго курса, которых не знает никто - на равных. И настолько, мне кажется, это мало известно, мало понятно, что многие коллеги пришли только на Нинин доклад или только на мой, потому что они думали, что студенческие сообщения ничего не значат. И в результате они ничего не поняли, потому что мы - вместе, и это нельзя разодрать. Этот семинар включает в себя обязательно совместную еду. Так стихийно сложилось. У него нет определенного срока по времени: с семи вечера и пока не выгонят из здания. Мы приносим еду и в складчину едим. Мы вместе празднуем все праздники. Началось с Нового года, а сейчас уже все дни рождения обязательно отмечаются. На семинар приходят все, кто хочет, но надо много работать, захожан на нем быть не может, пропустив два занятия, человек теряет нить работы. Мне кажется, что там тоже есть свои трудности, но это модель, по которой солидарность может осуществляться. >>
Полностью тут:
http://gazetakifa.ru/content/view/1240/